Казачьи атрибуты, символы и знаки
Казак обязан соблюдать правила, обычаи и традиции своего народа. Он должен примерно служить, трудиться и жить, постоянно помня значение всех казачьих атрибутов, символов, знаков, и строить так свое отношение к ним, чтобы они всегда играли отведенную им роль. Тогдалюбое казачье общество станут домом тебе, отцом и матерью твоими.
Казачье знамя — это символ полкового, окружного и войскового общества. В настоящее время принято, что знамя должно иметь станичное и городское общество, а также иные казачьи региональные союзы.
Знамя — это святыня, за которую казак обязан биться не щадя жизни, не допуская то оскорбления или осквернения, захвата и утери. Знамена, снятые по тем или иным причинам с обращения (если они были освящены), должны храниться в церквях, наравне с наградами умерших казаков, подарками и церковными реликвиями. При утере знамени полк расформировывался, а станица решала вопрос о перевыборах Атамана и его администрации, а также наказании виновных.
Бунчук — знак Ставки, атаманский символ, принадлежал войсковому соединению и на походе следовал за командующим. В мирное время он хранился в церкви, выносился только по праздникам, как подтверждение его значимости и присутствия Атамана.
В армии часть функций бунчука унаследовали полковые и именные штандарты.
В настоящее время бунчук утратил свое значение и его Войска и казачьи соединения не имеют. Однако, при наличии старых символов такого порядка, они должны выноситься на Круг и праздничные шествия, вместе со знаменем, как древняя реликвия
казачьего братства.
Шапка (папаха, фуражка). Не каждый головной убор у казаков; назывался шапкой, а скроенный по специальному образцу. Первоначально это был «Клобук со шлыком», папаха, а затем фуражка — знак обладания казаком юридического полноправия. В XIX веке функции «Клобука» перешли сначала к киверу, а затем к фуражке. Казаки нестроевых разрядов обязаны были носить фуражку без кокарды, но это повсеместно нарушалось.
На Кругу казак обязан был быть в шапке. Иногородние и гости не казаки должны были присутствовать с непокрытыми головами, как и лица, не имеющие юридических прав казачества. Шапка снималась во время молитвы, присяги и выступлений на Кругу. Нестроевые казаки снимали шапку на Кругу при вносе и выносе знамени.
Шапка, сбитая с головы, была вызовом на поединок. В курене красовалась на видном месте. В доме вдовы лежала под иконой, что означало, что семья находится под зашитой Бога и общины.
Папаха для донского казака изготовляется с околом из овчины или искусственного меха (черного или белого цвета) с алым верхом, надевается с небольшим наклоном в правую сторону, а нижний край папахи — на расстоянии 3 — 4 см над бровями. Колпак папахи суконный, у высших чинов обшит в (виде перекрестия и вокруг) широким галуном серебристого цвета. У главных и старших чинов обшит (в виде перекрекрестия) узким галуном серебристого цвета, у младших и нижних чинов — белой тесьмой.
Высшие, главные, старшие, младшие и нижние чины носят папаху с кокардой.
Парадная фуражка для донцов шерстяная, с тульей синего цвета и алым околышем, алым кантом по верхнему краю тульи, околыша и по краю донышка, и повседневная фуражка защитного цвета надеваются с небольшим наклоном в правую сторону и носится с кокардой.
Парадная фуражка, помимо парадного мундира, может носиться при повседневном кителе и рубашке — гимнастерке, если на них имеются серебристого цвета погоны. Она может носиться также и при белой рубашке вместо фуражки с белым верхом.
Центр кокарды может находиться над переносицей.
Снятый головной убор в строю держится в согнутой левой руке кокардой вперед. Вне строя — в левой, свободно опушенной руке: фуражка должна быть обращена кокардой вперед, тульей влево, а папаха кокардой в левую сторону.
Мундир донского казака (атрибут парадной формы) шерстяной, закрытый, синего цвета со стоячим воротником (закруглённым) и обшлагами мыском, обшитыми алым кантом, застегивается на крючки и пять больших белых пуговиц и носится только с серебряными погонами (синими для нижних чинов), подворотничком белого цвета, верхний край которого должен выступать на 1 — 2 мм над воротником.
Мундир высших чинов имеет дополнительно по борту алый кант и красную подкладку. Клапаны должны быть выпущены наружу.
Донские брюки шерстяные прямого покроя (шаровары) темно-синего цвета (единого для всех казачьих войск) с однорядным лампасом 50 мм алого цвета из приборного сукна. В форме для строя брюки заправляются в сапоги, вне строя — носятся на выпуск с ботинками. Терское и кубанское войска имеют лампас шириной 10 мм или кант.
Для высших чинов — с алым кантом шириной 2 мм, по обе стороны канта, на удалении 5 мм нашиваются лампасы шириной 20 мм алого цвета. Брюки должны иметь продольные заглаженные складки.
Китель (атрибут повседневной формы) шерстяной, закрытый, защитного цвета, со стоячим закругленным воротником, однобортный с накладными карманами, алыми кантами на обшлагах рукавов мыском и воротнике, с погонами защитного цвета, для всех просветы синие, окантовка погон алая. Китель застегивается на крючки и 5 пуговиц на правую сторону и носится с подворотничком белого цвета верхний край которого должен выступать на 1 — 2 мм над воротником.
У высших чинов по воротнику, бортам, обшлагам, клапанам карманов имеется кант алого цвета.
Всем чинам разрешается ношение на кителе парадных погон серебристого цвета (синих — для нижних чинов) при наличии указания на этот счет окружного или войскового атамана. При таком варианте обязательно носится фуражка с синей тульей вместо фуражки защитного цвета. Заглаживать складки на кителе не допускается. Клапаны должны быть выпущены наружу.
Рубашка — гимнастерка для всех чинов — защитного цвета, застегивается на все пуговицы и носится с погонами защитного цвета (парадными — по разрешению окружного или войскового Атамана) и подворотничком белого цвета, верхний край которого должен выступать на 1 2 мм над воротником и с ремнем. Брюки заправляются в сапоги.
При погонах защитного цвета ноосится защитного цвета фуражка, а при серебристых (у нижних чинов — синих) — фуражка с синей тульей. Ношение синих гимнастерок не допускается. Так же не допускается заглаживать на гимнастерке складки.
Куртка камуфляжная для всех чинов полевая (летняя и зимняя), застегивается на крючок и все пуговицы и носится с брюками защитного (камуфлированного) цвета, заправленными в сапоги. Разрешается носить куртку с брюками утепленными (хлопчатобумажными) и сапогами, или с брюками прямого покроя с ботинками.
По указанию атамана куртку можно носить без снаряжения (ремня полевого) с ботинками с высокими берцами. Фуражка и погоны — только защитного цвета. Не разрешается вместо казачьих погон носить погончики со знаками различия офицеров вооруженных сил.
Клапаны должны быть выпущены наружу.
Сапоги хромовые (юфтевые) черного цвета носятся с брюками (шароварами). Ботинки хромовые (юфтевые) носятся с брюками (шароварами) навыпуск с носками черного (темно-синего) цвета.
Перчатки белого цвета носятся при парадной форме одежды. При других формах одежды перчатки не обязательны. Разрешается носить при парадной (вне строя) и повседневной, а также полевой форме перчатки коричневого (черного) цвета.
Шинель двубортная шерстяная, для чинов донского казачества серого цвета, рукава с обшлагами (для нижних чинов — однобортная), при парадной форме одежды для строя должна быть застегнута на крючок и все пуговицы на правую сторону. При повседневной форме одежды двубортную шинель разрешается носить застегнутой на четыре нижние пуговицы с отвернутыми в виде лацканов бортами.
Шинель высших чинов имеет алые канты по воротнику, правому борту, карманам, обшлагам и красную подкладку.
Однобортная шинель для нижних чинов и кадетов застегивается на крючки.
Расстояние от пола до низа шинели для высших, главных, старших, младших и нижних чинов — 38 см. Для воспитанников казачьих кадетских корпусов и школ, учащихся казачьих лицеев и казачьих классов-40 см.
Шинель носится с погонами и петлицами установленного образца. Для донских казаков погоны галунные (серебристого цвета) или защитного цвета; для нижних чинов — синего или защитною цвета. Окантовка погон алого цвета, у младших чинов — синею цвета. Петлицы должны иметь синее поле, алую окантовку и большую пуговицу. Фуражка с синей тульей носится при погонах серебристого или синего цвета. Клапаны должны быть выпущены наружу.
Бекеша суконная серого цвета застегивается на крючки на правую сторону с закругленным стоячим воротником. Шлици ниже талии, карман ласточка, рукава с манжетом. Воротник, борт и низ оторочены овчиной или искусственным мехом черного (белого) цвета. Носится при повседневной форме одежды. Ношение погон соответствует ношению их на шинели, отсюда соразмерность головных уборов по цвету.
Лампас возник в глубокой древности. Кожаным лампасом кочевники Великой степи от скифов и бродников прикрывали боковой шов штанов. У казаков приобрел значение принадлежности к казачьему сословию, а по цвету — к войску. Стал символом освобождения от всех видов государственных платежей, символом казачьей независимости и национальной обособленности.
Башлык, как правило, был суконный. На Дону защитного (серого) цвета, обшит по срезам алым кантом, накидывался, на спину шинели или бекеши и носился зимой в ненастную погоду. Концы башлыка пропускались под погоны, затягивались поясным ремнем или шарфом — поясом.
У большинства казаков башлык был наделен символическим значением. В зависимости от того, как повязывался башлык, можно было узнать возраст казака: завязанный на груди означал, что казак отслужил срочную службу; перекрещенный на груди — находится на службе и следует по делу; пропущенные концы под ремнем — находится на службе, в строю.
В конном строю и в свободное от службы время концы башлыка закидывались за спину.
Шарф — пояс парадный, тканый, серебристого цвета, с прошивкой из черных и оранжевых нитей. На мундирах должен находиться на талии. При ношении шарф — пояса на шинели он должен опираться на нижний ряд пуговиц, а сзади закладываться за хлястик. Поперечный перехват пояса должен находиться спереди посредине.
Ремень поясной кожаный со снаряжением — одним или двумя плечевыми ремнями и пасовыми ремнями для ношения холодного оружия — надевается поверх кители, гимнастерки, шинели, бекеши или полевой куртки для строя.
На шинелях поясной ремень со .снаряжением должен опираться на нижний ряд пуговиц, а сзади закладываться за хлястик. Пряжка поясного ремня должна находиться посередине, а плечевой ремень (плечевые ремни) проходить под правым и левым погонами на расстоянии 6 см от нижнего края. Нижние чины носят поясной ремень без снаряжения.
Погоны являются неотъемлемой частью одежды казака строевого возраста. Они носились казаком до выхода «на льготу», а также лицами внутренней службы, назначенными на должность по выбору и имеющими административный чин. Офицерские погоны, галуны и шевроны разрешалось носить пожизненно.
Погоны подразделяются по предназначению на погоны галунные (серебристого цвета) и суконные защитного или синего цвета дня нижних чинов, а по способу крепления — на нашивные и съемные. До 1917 года галунные погоны золотистого цвета носили казачьи офицеры — артиллеристы и пластуны.
Донские галунные погоны с синими просветами и алыми кантами носятся на парадной форме одежды и по разрешению войскового (окружного атамана) на (повседневной форме одежды. Погоны суконные защитного цвета носятся на повседневной и тюлевой форме одежды. Погоны суконные синего цвета с алыми кантами носятся нижними чинами на парадной и повседневной форме одежды по особому разрешению.
На погонах высших, главных, старших и младших чинов соответственно казачьему чину размещаются звёздочки золотистого цвета (для парадного и повседневного обмундирования) и защитного цвета для полевого обмундирования.
Размещение звёздочек на погонах строго регламентируется. Размер их для всех чинов одинаковый и соответствует размеру звёздочек младшего офицерского состава Вооружённых сил, если они не были изготовлены специально для казачьих офицеров. Казачий полковник и есаул звезд не носят. Прочие чины имеют следующее размещение звездочек: — Казачий генерал — две звездочки поперек погона; Войсковой старшина — три звездочки. Две поперек погона, каждая из которых размещена между просветом и кантом погона, и одна вдоль погона на расстоянии 25 мм от них (здесь и далее -расстояние между центрами звёздочек);
Подъесаул четыре звездочки. Две поперек погона, каждая из которых размещена между просветом и кантом погона, и две вдоль погона на расстоянии 25 мм друг от друга; Сотник — три звездочки. Две поперек погона, каждая из которых размещена между просветом и кантом погона, и одна вдоль погона на расстоянии 25 мм;
Хорунжий — две звездочки поперек погона, каждая между просветом и кантом погона. Подхорунжий — одна звездочка на просвете на расстоянии 45 мм от нижнего края погона.
У генерала, войскового старшины, подъесаула, сотника и хорунжего поперечные две звездочки находятся на расстоянии 30 мм от нижнего края погона.
Старший вахмистр носит три, а вахмистр две звездочки на погонах без просветов вдоль них. Первая звездочка располагается в 30 мм от края просвета, последующая через каждые 25 мм.
На погонах младших вахмистров, старших урядников, урядников, младших урядников и приказных соответственно казачьему чину размещаются нашивки серебристого цвета для парадного обмундирования и белого цвета (тесьма) для повседневного обмундирования; защитного цвета для полевого обмундирования. Ширина нашивок для младших вахмистров и старших урядников 30 мм, для прочих — 10 мм.
Младший вахмистр одна продольна
Старший урядник
Урядник
Младший урядник
Приказный
Размещение нашивок на погонах:
продольная нашивка на погонах младших вахмистров — посередине погона по всей его длине;
— на погонах старших урядников, урядников, младших урядников и приказных нашивки размещаются на расстоянии 55 мм от нижнего края погона до нижнего края поперечной нашивки, последующие нашивки размещаются выше первой с промежутками 2 мм; на парадном обмундировании нашивки серебристого цвета, на повседневном — из белой тесьмы, на полевом — зеленого цвета;
-на погонах воспитанников казачьих кадетских корпусов и школ, учащихся казачьих лицеев и казачьих классов — на расстоянии 2 мм от нижнего края погона размещаются присвоенные им буквенные обозначения белого цвета.
Погоны вахмистров и старших вахмистров имеют поле из узкого галуна специального переплетения серебристого или защитного цвета с широкими алыми и узкими синими кантами. ‘Звездочки расположены на продольной осевой линии, погона.
Петлицы синие с алыми кантами носятся на шинели высших, главных, старших, младших и нижних чинов. Петлицы размещаются нижней стороной по краю воротника, боковой стороной параллельно отлету воротника на расстоянии 20 мм от него. На продольно — осевой линии петлицы на расстоянии от нижнего края 100 мм размещается пуговица серебристого цвета. От середины верхнего края петлицы до верхнего края пуговицы — 10 мм.
Нарукавный знак о принадлежности к войску нашивается на внешней стороне правого рукава шинели, мундира, кителя, бекеши, рубашки — гимнастерки, куртки на расстоянии 12 см от верхней точки рукава. На внешней стороне левого рукава нашивается общий знак принадлежности к казачьим войскам (казачеству).
Атаманский кафтан и шапка принадлежали казачьей общине, передавались вместе с символами атаманства избранному на Кругу Атаману.
Хранились у очередного Атамана или в Атаманском правлении и надевались по торжественным случаям (у донских казаков в древности кафтан — красный или парчовый, шапка черная в полтора раза выше обычной папахи).
В современное время изготовление таких кафтанов и шапок не практикуется.
Медаль являлась личным знаком Атамана, носилась на шее на гайтане, поверх галстука, и выпускалась на кафтан в раскол воротника.
На лицевой стороне учинялась надпись: «Атаман станицы _____, впоследствии гравировался портрет Государя. На оборотной стороне гравировалось имя и фамилия Атамана и годы его правления. После исполнения срока атаманства она оставалась бывшему Атаману на память. В случае вторичного избрания носилась рядом с новой. Медали бывали золотые и серебряные в зависимости от степени атаманства. Медаль меньшего размера носил товарищ атамана.
В настоящее время утратила свое значение.
Нагайка — знак Есаульца и Приставов на Кругу. В повседневной жизни являлась знаком власти у полноправного строевого казака. Носить ее несовершеннолетним запрещалось. В некоторых станицах нагайку разрешалось носить только женатым, в других — только имеющим земельный надел и состоящим на службе. Нагайка дарилась зятю тестем на свадьбе и висела в курене на левом косяке двери в спальню, как знак полной покорности и уважения. Могла быть брошена к ногам уважаемого гостя или старика, который обязан был вернуть ее, а бросившего расцеловать. Если через нагайку переступали — это означало, что покорноесть не угодна и обида и грех провинившегося не прощены.
Сабля лично Атаману не принадлежала, а являлась собственностью общества. Обычно была старинной, хорошо украшенной и являлась Символом атаманства. Находилась на хранении у Атамана на время правления, могла храниться в церкви и надеваться на Круги и по праздникам. Обычай этот сегодня практически утратил свое значение.
Шашка являлась символом всей полноты прав у казака, а также обладания им паевым земельным наделом. Вручалась казаку стариком в 17 лет (за особые заслуги и раньше), без темляка. В 21 год при отправке на службу казак получал погоны, кокарду и темляк. Казачья шашка носилась всеми чинами на плечевой портупее поверх шинели, бекеши, мундира, кителя или гимнастерки на левом боку.
Шашка может носиться также на пасовых ремнях поясного ремня. Она хранилась из рода в род, переходила по наследству. Ее украшали, вешали под образа, давали почетное место. Таким же почетом пользовалась в старину и пика, которую называли дончихою. Сохраняли и дедовские ружья.
В церкви, в момент слушания Евангелия, шашка обнажалась наполовину, что означало готовность казака стать на защиту христианства.
Сохраняясь в семье на видном месте, шашка передавалась от деда к внуку, когда «старик терял силы» и менял шашку на посох. Если в роду не оставалось наследников, шашка ломалась пополам и укладывалась в гроб умершему.
Шашку и шапку казак мог потерять только с головой.
На Кругу голосовали шашками. Не обладающий полноправием шашку носить не смел.
По решению Круга или Судебного схода казак за провину мог быть лишен права ношения оружия на определенный срок. Следующим наказанием было исключение из станицы и казачества.
Награды. Ношение орденов, медалей и наградных знаков СССР и России, наградных и нагрудных знаков Войсковых казачьих обществ на мундирах или орденских лент и лент медалей на планках на кителях и рубашках — гимнастерках является обязательным.
При повседневной форме одежды (китель, гимнастерка) вместо орденов и медалей носятся присвоенные им ленты на планках, а также знаки об образовании, почетных званиях, а также войсковой знак. На полевой форме ленты и знаки не носятся. Не носятся знаки и планки на летних рубашках.
Ордена, носимые ни пятиугольных колодках, носятся на парадном мундире и размещаются на левой стороне груди, а ордена на винтах — на правой стороне груди. Все медали носятся на левой стороне груди, кроме медалей «За отличие в воинской службе» 1-й и 2-й степеней, которые носятся на правой стороне груди. Наградные знаки войсковых казачьих обществ размещаются после государственных наград по тому же правилу.
Ордена и медали располагаются горизонтальным рядом справа налево. Ордена и медали, не помещающиеся в один ряд, переносятся во второй и последующие ряды, располагаемые ниже первого, и размещаются в них также справа налево.
Ордена и медали располагаются так, чтобы верхний край колодочек был на уровне первого крючка мундира. Нагрудные знаки размещаются на правой стороне груди слева направо горизонтально в ряд. При ношении орденов и медалей — на 10-15 мм ниже их, а при отсутствии орденов и медалей — на их месте.
Войсковые нагрудные знаки на пятиугольных колодках размещаются на левой стороне груди, при ношении орденов и медалей на 10 — 15 мм ниже их, а при отсутствии орденов — на их месте.Пернач (Булава) является символом военной власти Атамана, которой тот наделяется после избрания на Кругу, у запорожцев -Кошевой атаман (Гетман).
Насека представляет собой посох с металлическим навершиём, на котором первоначально «насекались» имена Атаманов, владевших насекой. Она является символом гражданской власти атаманов всех степеней.
Посох являлся символом старости и мудрости. Члены Совета стариков все сидели, опершись на посохи. Посохами наделялись судьи, ходатаи по делам церковной общины, паломники. Поднятый посох означал призыв Круга к молчанию. Шапка, поднятая на посохе, — особо важное сообщение.
Чернильница являлась знаком Писаря. Изготовлялась она из меди (серебра) с ушками, носилась привязанной к поясу. В XIX веке, когда писарей стали нанимать, исчезла из обихода. На смену этому знаку пришла Книга, специально изготовленная для целей записи на Кругах и Сходах.
Книга является документом строгой отчетности. Книга представляет собой тетрадь для записей в твердом кожаном переплете. В момент Круга каждый член Атаманского правления (в т. ч. и писарь) должны были иметь свою тетрадь (должностную книгу). Главная тетрадь — Атаманское писание, или Закон, была собранием протоколов, где в случае спора можно было отыскать юридический прецедент. Все тетради сохранялись в Атаманском правлении, а в последствии в Архиве.
Казна представляла собой железный ящик. Ларец с казной являлся знаком казначея. Ближе к нашему времени ларец был заменен учетной книгой, являвшейся документом строгой отчетности.
Печать общества изготовлялась на рукояти или перстне, вручалась атаману при выборах. Являлась символом хозяйственной и дипломатической деятельности Атамана. Ею скреплялись все документы. Печать принадлежала общине и передавалась от атамана к атаману.
Кольцо. Мужчины — казаки колец не носили. Кольцо было женской символикой. Серебряное кольцо на левой руке означало, что девушка на выданье. На правой руке — просватана. Кольцо с бирюзой — жених служит (бирюза — камень тоски). Золотое кольцо на правой руке — замужняя, на левой — разведенная (развод у казаков существовал всегда). Два золотых кольца на одном пальце левой руки — вдова (второе кольцо умершего мужа, хотя, будучи казаком и получив кольцо при венчании, он на руке его не носил). Иногда, но редко, такие кольца носили в ладанке.
Серьги (у мужчин) означали его роль и место в роду. Так, единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе. Последний в роду, где нет кроме него наследников по мужской ли-нии, — серьгу в правом ухе. Две серьги — единственный ребенок у родителей. Кроме символического древнего оберега, серьги играли и утилитарную роль. Командир при равнении налево и направо видел, кого следует в бою оберегать особо.