Казачьи традиции

Казачьи атрибуты, символы и знаки

Казак обязан соблюдать правила, обычаи и традиции своего народа. Он должен примерно служить, трудиться и жить, постоянно помня значение всех казачьих атрибутов, символов, знаков, и строить так свое отношение к ним, чтобы они всегда играли отведенную им роль. Тогдалюбое казачье общество станут домом тебе, отцом и матерью твоими.

Казачье знамя — это символ полкового, окружного и войскового общества. В настоящее время принято, что знамя должно иметь станичное и городское общество, а также иные казачьи региональные союзы.

Знамя — это святыня, за которую казак обязан биться не щадя жизни, не допуская то оскорбления или осквернения, захвата и утери. Знамена, снятые по тем или иным причинам с обращения (если они были освящены), должны храниться в церквях, наравне с наградами умерших казаков, подарками и церковными реликвиями. При утере знамени полк расформировывался, а станица решала вопрос о перевыборах Атамана и его администрации, а также наказании виновных.

Бунчук — знак Ставки, атаманский символ, принадлежал войсковому соединению и на походе следовал за командующим. В мирное время он хранился в церкви, выносился только по празд­никам, как подтверждение его значимости и присутствия Атамана.

В армии часть функций бунчука унаследовали полковые и именные штандарты.

В настоящее время бунчук утратил свое значение и его Войска и казачьи соединения не имеют. Однако, при наличии старых символов такого порядка, они должны выноситься на Круг и праздничные шествия, вместе со знаменем, как древняя реликвия

казачьего братства.

Шапка (папаха, фуражка). Не каждый головной убор у казаков; назывался шапкой, а скроенный по специальному образцу. Первоначально это был «Клобук со шлыком», папаха, а затем фуражка — знак обладания казаком юридического полноправия. В XIX веке функции «Клобука» перешли сначала к киверу, а затем к фуражке. Казаки нестроевых разрядов обязаны были носить фу­ражку без кокарды, но это повсеместно нарушалось.

На Кругу казак обязан был быть в шапке. Иногородние и гос­ти не казаки должны были присутствовать с непокрытыми голо­вами, как и лица, не имеющие юридических прав казачества. Шапка снималась во время молитвы, присяги и выступлений на Кругу. Нестроевые казаки снимали шапку на Кругу при вносе и выносе знамени.

Шапка, сбитая с головы, была вызовом на поединок. В курене красовалась на видном месте. В доме вдовы лежала под иконой, что означало, что семья находится под зашитой Бога и общины.

Папаха для донского казака изготовляется с околом из овчины или искусственного меха (черного или белого цвета) с алым вер­хом, надевается с небольшим наклоном в правую сторону, а ниж­ний край папахи — на расстоянии 3 — 4 см над бровями. Колпак папахи суконный, у высших чинов обшит в (виде перекрестия и вокруг) широким галуном серебристого цвета. У главных и стар­ших чинов обшит (в виде перекрекрестия) узким галуном серебристого цвета, у младших и нижних чинов — белой тесьмой.

Высшие, главные, старшие, младшие и нижние чины носят па­паху с кокардой.

Парадная фуражка для донцов шерстяная, с тульей синего цве­та и алым околышем, алым кантом по верхнему краю тульи, околыша и по краю донышка, и повседневная фуражка защитного цвета надеваются с небольшим наклоном в правую сторону и носится с кокардой.

Парадная фуражка, помимо парадного мундира, может носиться при повседневном кителе и рубашке — гимнастерке, если на них имеются серебристого цвета погоны. Она может носиться также и при белой рубашке вместо фуражки с белым верхом.

Центр кокарды может находиться над переносицей.

Снятый головной убор в строю держится в согнутой левой руке кокардой вперед. Вне строя — в левой, свободно опушенной руке: фуражка должна быть обращена кокардой вперед, тульей влево, а папаха кокардой в левую сторону.

Мундир донского казака (атрибут парадной формы) шерстяной, закрытый, синего цвета со стоячим воротником (закруглённым) и обшлагами мыском, обшитыми алым кантом, застегивается на крючки и пять больших белых пуговиц и носится только с серебряными погонами (синими для нижних чинов), подворотничком белого цвета, верхний край которого должен выступать на 1 — 2 мм над воротником.

Мундир высших чинов имеет дополнительно по борту алый кант и красную подкладку. Клапаны должны быть выпущены наружу.

Донские брюки шерстяные прямого покроя (шаровары) темно-синего цвета (единого для всех казачьих войск) с однорядным лампасом 50 мм алого цвета из приборного сукна. В форме для строя брюки заправляются в сапоги, вне строя — носятся на выпуск с ботинками. Терское и кубанское войска имеют лампас шириной 10 мм или кант.

Для высших чинов — с алым кантом шириной 2 мм, по обе сто­роны канта, на удалении 5 мм нашиваются лампасы шириной 20 мм алого цвета. Брюки должны иметь продольные заглаженные складки.

Китель (атрибут повседневной формы) шерстяной, закрытый, защитного цвета, со стоячим закругленным воротником, одно­бортный с накладными карманами, алыми кантами на обшлагах рукавов мыском и воротнике, с погонами защитного цвета, для всех просветы синие, окантовка погон алая. Китель застегивается на крючки и 5 пуговиц на правую сторону и носится с подворот­ничком белого цвета верхний край которого должен выступать на 1 — 2 мм над воротником.

У высших чинов по воротнику, бортам, обшлагам, клапанам карманов имеется кант алого цвета.

Всем чинам разрешается ношение на кителе парадных погон серебристого цвета (синих — для нижних чинов) при наличии указания на этот счет окружного или войскового атамана. При таком варианте обязательно носится фуражка с синей тульей вместо фуражки защитного цвета. Заглаживать складки на кителе не допускается. Клапаны должны быть выпущены наружу.

Рубашка — гимнастерка для всех чинов — защитного цвета, застегивается на все пуговицы и носится с погонами защитного цвета (парадными — по разрешению окружного или войскового Атамана) и подворотничком белого цвета, верхний край которо­го должен выступать на 1 2 мм над воротником и с ремнем. Брюки заправляются в сапоги.

При погонах защитного цвета ноосится защитного цвета фу­ражка, а при серебристых (у нижних чинов — синих) — фуражка с синей тульей. Ношение синих гимнастерок не допускается. Так же не допускается заглаживать на гимнастерке складки.

Куртка камуфляжная для всех чинов полевая (летняя и зимняя), застегивается на крючок и все пуговицы и носится с брюками защитного (камуфлированного) цвета, заправленными в сапо­ги. Разрешается носить куртку с брюками утепленными (хлопчатобумажными) и сапогами, или с брюками прямого по­кроя с ботинками.

По указанию атамана куртку можно носить без снаряжения (ремня полевого) с ботинками с высокими берцами. Фуражка и погоны — только защитного цвета. Не разрешается вместо ка­зачьих погон носить погончики со знаками различия офицеров вооруженных сил.

Клапаны должны быть выпущены наружу.

Сапоги хромовые (юфтевые) черного цвета носятся с брюками (шароварами). Ботинки хромовые (юфтевые) носятся с брюками (шароварами) навыпуск с носками черного (темно-синего) цвета.

Перчатки белого цвета носятся при парадной форме одежды. При других формах одежды перчатки не обязательны. Разрешается носить при парадной (вне строя) и повседневной, а также полевой форме перчатки коричневого (черного) цвета.

Шинель двубортная шерстяная, для чинов донского казачества серого цвета, рукава с обшлагами (для нижних чинов — однобортная), при парадной форме одежды для строя должна быть застегнута на крючок и все пуговицы на правую сторону. При повседневной форме одежды двубортную шинель разрешается носить застегнутой на четыре нижние пуговицы с отвернутыми в виде лацканов бортами.

Шинель высших чинов имеет алые канты по воротнику, правому борту, карманам, обшлагам и красную подкладку.

Однобортная шинель для нижних чинов и кадетов застегивает­ся на крючки.

Расстояние от пола до низа шинели для высших, главных, старших, младших и нижних чинов — 38 см. Для воспитанников казачьих кадетских корпусов и школ, учащихся казачьих лицеев и казачьих классов-40 см.

Шинель носится с погонами и петлицами установленного образца. Для донских казаков погоны галунные (серебристого цвета) или защитного цвета; для нижних чинов — синего или защитною цвета. Окантовка погон алого цвета, у младших чинов — синею цвета. Петлицы должны иметь синее поле, алую окантовку и большую пуговицу. Фуражка с синей тульей носится при погонах серебристого или синего цвета. Клапаны должны быть выпущены наружу.

Бекеша суконная серого цвета застегивается на крючки на правую сторону с закругленным стоячим воротником. Шлици ниже талии, карман ласточка, рукава с манжетом. Воротник, борт и низ оторочены овчиной или искусственным мехом черного (белого) цвета. Носится при повседневной форме одежды. Ношение погон соответствует ношению их на шинели, отсюда соразмерность го­ловных уборов по цвету.

Лампас возник в глубокой древности. Кожаным лампасом кочевники Великой степи от скифов и бродников прикрывали боковой шов штанов. У казаков приобрел значение принадлежности к казачьему сословию, а по цвету — к войску. Стал символом освобождения от всех видов государственных платежей, символом казачьей независимости и национальной обособленности.

Башлык, как правило, был суконный. На Дону защитного (серого) цвета, обшит по срезам алым кантом, накидывался, на спину шинели или бекеши и носился зимой в ненастную погоду. Концы башлыка пропускались под погоны, затягивались поясным ремнем или шарфом — поясом.

У большинства казаков башлык был наделен символическим значением. В зависимости от того, как повязывался башлык, можно было узнать возраст казака: завязанный на груди означал, что казак отслужил срочную службу; перекрещенный на груди — находится на службе и следует по делу; пропущенные концы под ремнем — находится на службе, в строю.

В конном строю и в свободное от службы время концы башлыка закидывались за спину.

Шарф — пояс парадный, тканый, серебристого цвета, с прошивкой из черных и оранжевых нитей. На мундирах должен находиться на талии. При ношении шарф — пояса на шинели он должен опираться на нижний ряд пуговиц, а сзади закладываться за хлястик. Поперечный перехват пояса должен находиться спереди посредине.

Ремень поясной кожаный со снаряжением — одним или двумя плечевыми ремнями и пасовыми ремнями для ношения холодного оружия — надевается поверх кители, гимнастерки, шинели, бекеши или полевой куртки для строя.

На шинелях поясной ремень со .снаряжением должен опираться на нижний ряд пуговиц, а сзади закладываться за хлястик. Пряжка поясного ремня должна находиться посередине, а плечевой ре­мень (плечевые ремни) проходить под правым и левым погонами на расстоянии 6 см от нижнего края. Нижние чины носят поясной ремень без снаряжения.

Погоны являются неотъемлемой частью одежды казака строе­вого возраста. Они носились казаком до выхода «на льготу», а также лицами внутренней службы, назначенными на должность по выбору и имеющими административный чин. Офицерские по­гоны, галуны и шевроны разрешалось носить пожизненно.

Погоны подразделяются по предназначению на погоны галун­ные (серебристого цвета) и суконные защитного или синего цвета дня нижних чинов, а по способу крепления — на нашивные и съемные. До 1917 года галунные погоны золотистого цвета носи­ли казачьи офицеры — артиллеристы и пластуны.

Донские галунные погоны с синими просветами и алыми кан­тами носятся на парадной форме одежды и по разрешению вой­скового (окружного атамана) на (повседневной форме одежды. Погоны суконные защитного цвета носятся на повседневной и тюлевой форме одежды. Погоны суконные синего цвета с алыми кантами носятся нижними чинами на парадной и повседневной форме одежды по особому разрешению.

На погонах высших, главных, старших и младших чинов соответственно казачьему чину размещаются звёздочки золотистого цвета (для парадного и повседневного обмундирования) и защит­ного цвета для полевого обмундирования.

Размещение звёздочек на погонах строго регламентируется. Размер их для всех чинов одинаковый и соответствует размеру звёздочек младшего офицерского состава Вооружённых сил, если они не были изготовлены специально для казачьих офицеров. Казачий полковник и есаул звезд не носят. Прочие чины имеют следующее размещение звездочек: — Казачий генерал — две звездочки поперек погона; Войсковой старшина — три звездочки. Две поперек погона, ка­ждая из которых размещена между просветом и кантом погона, и одна вдоль погона на расстоянии 25 мм от них (здесь и далее -расстояние между центрами звёздочек);

 Подъесаул    четыре звездочки. Две поперек погона, каждая из которых размещена между просветом и кантом погона, и две вдоль погона на расстоянии 25 мм друг от друга;                         Сотник — три звездочки. Две поперек погона, каждая из кото­рых размещена между просветом и кантом погона, и одна вдоль погона на расстоянии 25 мм;

 Хорунжий — две звездочки поперек погона, каждая между про­светом и кантом погона.      Подхорунжий — одна звездочка на про­свете на расстоянии 45 мм от нижнего края погона.

У генерала, войскового старшины, подъесаула, сотника и хо­рунжего поперечные две звездочки находятся на расстоянии 30 мм от нижнего края погона.

Старший вахмистр носит три, а вахмистр две звездочки на по­гонах без просветов вдоль них. Первая звездочка располагается в 30 мм от края просвета, последующая через каждые 25 мм.

На погонах младших вахмистров, старших урядников, урядни­ков, младших урядников и приказных соответственно казачьему чину размещаются нашивки серебристого цвета для парадного обмундирования и белого цвета (тесьма) для повседневного обмундирования; защитного цвета для полевого обмундирования. Ширина нашивок для младших вахмистров и старших урядников 30 мм, для прочих — 10 мм.

Младший вахмистр одна продольна

Старший урядник

Урядник

Младший урядник

Приказный

Размещение нашивок на погонах:

продольная нашивка на погонах младших вахмистров — посе­редине погона по всей его длине;

— на погонах старших урядников, урядников, младших урядни­ков и приказных нашивки размещаются на расстоянии 55 мм от нижнего края погона до нижнего края поперечной нашивки, по­следующие нашивки размещаются выше первой с промежутками 2 мм; на парадном обмундировании нашивки серебристого цвета, на повседневном — из белой тесьмы, на полевом — зеленого цвета;

-на погонах воспитанников казачьих кадетских корпусов и школ, учащихся казачьих лицеев и казачьих классов — на расстоя­нии 2 мм от нижнего края погона размещаются присвоенные им буквенные обозначения белого цвета.

Погоны вахмистров и старших вахмистров имеют поле из уз­кого галуна специального переплетения серебристого или защитного цвета с широкими алыми и узкими синими кантами. ‘Звез­дочки расположены на продольной осевой линии, погона.

Петлицы синие с алыми кантами носятся на шинели высших, главных, старших, младших и нижних чинов. Петлицы размещаются нижней стороной по краю воротника, боковой стороной параллельно отлету воротника на расстоянии 20 мм от него. На продольно — осевой линии петлицы на расстоянии от нижнего края 100 мм размещается пуговица серебристого цвета. От сере­дины верхнего края петлицы до верхнего края пуговицы — 10 мм.

Нарукавный знак о принадлежности к войску нашивается на внешней стороне правого рукава шинели, мундира, кителя, беке­ши, рубашки — гимнастерки, куртки на расстоянии 12 см от верх­ней точки рукава. На внешней стороне левого рукава нашивается общий знак принадлежности к казачьим войскам (казачеству).

Атаманский кафтан и шапка принадлежали казачьей общине, передавались вместе с символами атаманства избранному на Кру­гу Атаману.

Хранились у очередного Атамана или в Атаманском правле­нии и надевались по торжественным случаям (у донских казаков в древности кафтан — красный или парчовый, шапка черная в пол­тора раза выше обычной папахи).

В современное время изготовление таких кафтанов и шапок не практикуется.

Медаль являлась личным знаком Атамана, носилась на шее на гайтане, поверх галстука, и выпускалась на кафтан в раскол во­ротника.

На лицевой стороне учинялась надпись: «Атаман станицы  _____, впоследствии гравировался портрет Государя. На оборот­ной стороне гравировалось имя и фамилия Атамана и годы его правления. После исполнения срока атаманства она оставалась бывшему Атаману на память. В случае вторичного избрания но­силась рядом с новой. Медали бывали золотые и серебряные в зависимости от степени атаманства. Медаль меньшего размера  носил товарищ атамана.

В настоящее время утратила свое значение.

Нагайка — знак Есаульца и Приставов на Кругу. В повседнев­ной жизни являлась знаком власти у полноправного строевого казака. Носить ее несовершеннолетним запрещалось. В некото­рых станицах нагайку разрешалось носить только женатым, в других — только имеющим земельный надел и состоящим на службе. Нагайка дарилась зятю тестем на свадьбе и висела в ку­рене на левом косяке двери в спальню, как знак полной покорности и уважения. Могла быть брошена к ногам уважаемого гостя или старика, который обязан был вернуть ее, а бросившего расцеловать. Если через нагайку переступали — это означало, что по­корноесть не угодна и обида и грех провинившегося не прощены.

Сабля лично Атаману не принадлежала, а являлась собствен­ностью общества. Обычно была старинной, хорошо украшенной и являлась Символом атаманства. Находилась на хранении у Атамана на время правления, могла храниться в церкви и наде­ваться на Круги и по праздникам. Обычай этот сегодня практически утратил свое значение.

Шашка являлась символом всей полноты прав у казака, а так­же обладания им паевым земельным наделом. Вручалась казаку стариком в 17 лет (за особые заслуги и раньше), без темляка. В 21 год при отправке на службу казак получал погоны, кокарду и темляк. Казачья шашка носилась всеми чинами на плечевой пор­тупее поверх шинели, бекеши, мундира, кителя или гимнастерки на левом боку.

Шашка может носиться также на пасовых ремнях поясного ремня. Она хранилась из рода в род, переходила по наследству. Ее украшали, вешали под образа, давали почетное место. Таким же почетом пользовалась в старину и пика, которую называли дончихою. Сохраняли и дедовские ружья.

В церкви, в момент слушания Евангелия, шашка обнажалась наполовину, что означало готовность казака стать на защиту христианства.

Сохраняясь в семье на видном месте, шашка передавалась от деда к внуку, когда «старик терял силы» и менял шашку на посох. Если в роду не оставалось наследников, шашка ломалась пополам и укладывалась в гроб умершему.

Шашку и шапку казак мог потерять только с головой.

На Кругу голосовали шашками. Не обладающий полноправи­ем шашку носить не смел.

По решению Круга или Судебного схода казак за провину мог быть лишен права ношения оружия на определенный срок. Сле­дующим наказанием было исключение из станицы и казачества.

Награды. Ношение орденов, медалей и наградных знаков СССР и России, наградных и нагрудных знаков Войсковых ка­зачьих обществ на мундирах или орденских лент и лент медалей на планках на кителях и рубашках — гимнастерках является обяза­тельным.

При повседневной форме одежды (китель, гимнастерка) вместо орденов и медалей носятся присвоенные им ленты на планках, а также знаки об образовании, почетных званиях, а также войсковой знак. На полевой форме ленты и знаки не носятся. Не носятся знаки и планки на летних рубашках.

Ордена, носимые ни пятиугольных колодках, носятся на парадном мундире и размещаются на левой стороне груди, а ордена на винтах — на правой стороне груди. Все медали носятся на левой стороне груди, кроме медалей «За отличие в воинской службе» 1-й и 2-й степеней, которые носятся на правой стороне груди. Наградные знаки войсковых казачьих обществ размещаются после государственных наград по тому же правилу.

Ордена и медали располагаются горизонтальным рядом справа налево. Ордена и медали, не помещающиеся в один ряд, переносятся во второй и последующие ряды, располагаемые ниже первого, и размещаются в них также справа налево.

Ордена и медали располагаются так, чтобы верхний край колодочек был на уровне первого крючка мундира. Нагрудные знаки размещаются на правой стороне груди слева направо горизонтально в ряд. При ношении орденов и медалей — на 10-15 мм ниже их, а при отсутствии орденов и медалей — на их месте.

Войсковые нагрудные знаки на пятиугольных колодках размещаются на левой стороне груди, при ношении орденов и медалей на 10 — 15 мм ниже их, а при отсутствии орденов — на их месте.Пернач (Булава) является символом военной власти Атамана, которой тот наделяется после избрания на Кругу, у запорожцев -Кошевой атаман (Гетман).

Насека представляет собой посох с металлическим навершиём, на котором первоначально «насекались» имена Атаманов, владевших насекой. Она является символом гражданской власти атаманов всех степеней.

Посох являлся символом старости и мудрости. Члены Совета стариков все сидели, опершись на посохи. Посохами наделялись судьи, ходатаи по делам церковной общины, паломники. Поднятый посох означал призыв Круга к молчанию. Шапка, поднятая на посохе, — особо важное сообщение.

Чернильница являлась знаком Писаря. Изготовлялась она из меди (серебра) с ушками, носилась привязанной к поясу. В XIX веке, когда писарей стали нанимать, исчезла из обихода. На смену этому знаку пришла Книга, специально изготовленная для целей записи на Кругах и Сходах.

Книга является документом строгой отчетности. Книга представляет собой тетрадь для записей в твердом кожаном переплете. В момент Круга каждый член Атаманского правления (в т. ч. и писарь) должны были иметь свою тетрадь (должностную книгу). Главная тетрадь — Атаманское писание, или Закон, была собранием протоколов, где в случае спора можно было отыскать юридический прецедент. Все тетради сохранялись в Атаманском правлении, а в последствии в Архиве.

Казна представляла собой железный ящик. Ларец с казной являлся знаком казначея. Ближе к нашему времени ларец был заменен учетной книгой, являвшейся документом строгой отчетности.

Печать общества изготовлялась на рукояти или перстне, вручалась атаману при выборах. Являлась символом хозяйственной и дипломатической деятельности Атамана. Ею скреплялись все документы. Печать принадлежала общине и передавалась от атамана к атаману.

Кольцо. Мужчины — казаки колец не носили. Кольцо было женской символикой. Серебряное кольцо на левой руке означало, что девушка на выданье. На правой руке — просватана. Кольцо с бирюзой — жених служит (бирюза — камень тоски). Золотое кольцо на правой руке — замужняя, на левой — разведенная (развод у казаков существовал всегда). Два золотых кольца на одном пальце левой руки — вдова (второе кольцо умершего мужа, хотя, будучи казаком и получив кольцо при венчании, он на руке его не носил). Иногда, но редко, такие кольца носили в ладанке.

Серьги (у мужчин) означали его роль и место в роду. Так, единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе. Последний в роду, где нет кроме него наследников по мужской ли-нии, — серьгу в правом ухе. Две серьги — единственный ребенок у родителей. Кроме символического древнего оберега, серьги играли и утилитарную роль. Командир при равнении налево и направо видел, кого следует в бою оберегать особо.